Язык, религия, праздники, культура

Язык

Индия не знает равных себе по количеству языков. По последней переписи в Индии зарегистрировано 1652 языка , 15 из которых занесены в специальное приложение к Конституции. Современный литературный язык - хинди, официальный язык семи северных штатов, является и государственным языком Индийского Союза.

Государственные языки – английский и хинди. Для минимального общения достаточно уровня школьного английского. Не удивляйтесь, если некоторые индийцы будут говорить значительно лучше Вас.

В деревнях, где туристы - редкость, индийцы проявят к Вам живой интерес. Кое-где по прежнему считается хорошей приметой прикоснуться к белому человеку. Поэтому не удивляйтесь, если Вас будут с интересом разглядывать, хлопать по плечу или навязчиво предлагать рукопожатие. Если находится человек, говорящий на английском, Вас обязательно расспросят, откуда Вы, и чем вы занимаетесь.

Религия

80% населения - индуисты, мусульмане составляют значительное религиозное меньшинство - 12%. Численность христиан достигает лишь 18 млн. В основном это католики и протестанты. Существуют и православные приходы. Из конфессий, родившихся на индийской почве, выделяется сикхизм, число последователей которого превышает 17 млн. В Мумбай (бывш. Бомбей) сосредоточена небольшая (около 200 тыс.), но влиятельная община парсов-огнепоклонников. В приморских городах штата Керала можно встретить последователей иудаизма (около 6 тыс.). Порядка 26 тыс. представителей аборигенных племён исповедуют различные языческие верования.

Праздники:

Северная Индия
Здесь чуть ли не каждый день есть какой-нибудь праздник. Однако, по крайней мере, возьмите на заметку следующие:

  • Январь: 26 Января, день Республики (Дели).
  • Февраль-март: Праздник цветов и весны – Холи.
  • Июль-август: Красочный праздник Тидж. (Джайпур). 15 Августа, день независимости, (Дели).
  • Сентябрь-октябрь: Зрелищные праздники Дивали и Дашехера.
  • Ноябрь: Пушкарская пустынная ярмарка. (Пушкар).

Западная Индия

  • Февраль-март: Неповторимый Марди Грас (Гоа).
  • Март: Танцевальный фестиваль. (Кхаджурахо).
  • Июль-август: Праздник тысячеглавой змеи Нагпанчами и также праздник Ракша Бандхан.
  • Август-сентябрь: Зрелищные праздники, посвященные богам Кришне и Ганеша. (Бомбей).
  • Декабрь: Рождество в Гоа.

Южная Индия
Здесь их больше, чем в какой-либо другой части Индии. Поэтому вы непременно попадете на один из них, даже если вам не посчастливится поучаствовать в самых больших ниже перечисленных праздниках:

  • Январь: Фестиваль Понгал, трехдневный тамильский праздник урожая. Водный праздник в Мадурай. Великий слоновый поход.
  • Февраль: Большой джайниский праздник, который отмечается каждые 12-14 лет. (Шраванбелагола).
  • Апрель-май: Пурамский парад слонов. (Тричур).
  • Август-сентябрь: Праздник Онам; гонки на змеевидных лодках в Керале и общенациональный праздник Дивали, индуистский новый год.
  • Октябрь: Десятидневный праздник-карнавал Дашехера. (Майсор).

Восточная Индия

  • Февраль-март: Шиваратри – посвящен богу Шива.
  • Июнь-июль: Зрелищный Праздник-колесниц, крупнейший религиозный праздник Индии. (Пури).
  • Октябрь: "Садаранг" – музыкальный фестиваль (Калькутта).
  • Ноябрь-декабрь: Конарский танцевальный фестиваль. (Конарак).

Праздники Кералы

Онам

Национальный праздник всей Кералы – Онам, воскрешающий атмосферу «золотого века» – празднуется в августе-сентябре и является одним из старейших праздников во всей Индии. В его основе лежит миф о легендарном короле Махабали, в правление которого царили процветание и мир, а все люди были счастливы. Король Махабали пользовался любовью своих подданных, и боги позавидовали ему: карлик Вамана, аватара бога Вишну, изгнал Махабали с его трона в подземное царство. Однако Махабали раз в год позволено навещать свой народ – в начале чингама, первого месяца по календарю малаялам – и его подданные роскошно празднуют его приход целых 10 дней.

В каждом доме на переднем дворе или веранде в честь своего возрожденного владыки выкладывают роскошную мозаику из живых цветов – онапукалам. Посередине этого цветочного украшения ставится глиняная фигура Тхриккакары Аппана. На праздничный обед подается множество блюд: 21 разновидность карри и 3 вида паясамов, или сладких пудингов. В честь Махабали поют песни, а девушки танцуют кайкоттикали.

На четвертый день Онама в Тричуре, на Теккинкаду Майдан ставится мимическое представление Пуликали, с действующими лицами-животными. Изначально его ввели тамильские мусульмане в качестве части праздника Мухаррам. Артисты-акробаты, подвергшиеся влиянию Каларипаятту, разрисовывают свои тела звериными мордами и прочими экзотическими узорами и изображают диких животных под экстатический аккомпанемент ударных. Все представление оживляет комический персонаж – «сайппу», местная версия европейца-охотника, который с важным видом наставляет на танцующих тигров свое деревянное ружье.

В последний день праздника, Тхирувонам, рано утром в храмах проводятся пуджи, после которых старшие члены семьи дарят младшим подарки. Карнавальный дух этого праздника, в котором участвуют все малаяли без различия касты, вероисповедания или социального положения, отлично выражается пословицей «Продай все и празднуй Онам». Во время этого праздника во всех важнейших городах Кералы устраиваются туристические ярмарки, чтобы туристы могли окунуться в демократическую атмосферу Онама: «Когда Мавели правит миром, разделений не существует».

Аранмула Утхраттатхи

Это известный храмовый праздник центрального Траванкора, который проводится в пятый день праздника Онам на реке Пампа в Аранмуле в память об установке изваяния божества в храме Партхасаратху. В честь этого события проводятся соревнования лодок-змеев: множество паллийодамов (или змей-лодок) бороздят спокойные воды Пампы под песни гребцов. Считается, что во время состязаний божество Аранмулского храма присутствует на каждой лодке, и потому лодки должны по возможности достичь финиша одновременно. Во время праздника зрители, съехавшиеся со всей Индии и даже из других стран, сплошь покрывают берега реки. И зрелище того стоит! Традиционные деревянные лодки-змеи бывают длиной до 30 метров. Корма у них выгибается кверху. Гребут около сотни человек, и еще на лодке плывет группа барабанщиков и людей, которые держат зонты.

Триссур Пурам

В апреле-мае в Триссуре празднуется один из самых зрелищных праздников Азии – Триссур Пурам, который свой яркостью и зрелищностью привлекает к себе внимание тысяч верующих и зрителей со всего мира. Это финал ряда пурамов, или храмовых праздников, которые проводятся в храмах Триссура и его окрестностей.

Праздник представляет собой соревнование между храмами Тхирувамбади и Парамеккави: он начинается огромной процессией роскошно украшенных слонов, на которых два соревнующихся божества прибывают в храм Вадакуннатхан (в центре города), совершая свой ежегодный визит. На слонах восседают люди с веерами из конского волоса и павлиньих перьев и огромными шелковыми зонтами с золотой отделкой. Обе группы встречаются лицом к лицу у южных врат, разубранные в пух и прах. Каждому храму позволено привести лишь 15 слонов, и оба храма изо всех сил пытаются собрать у себя самых высоких и красивых слонов.

Сначала одна группа раскрывает свои разноцветные и затейливо украшенные зонты и поднимает их повыше, чтобы все могли полюбоваться на них. Через несколько минут первая группа закрывает свои зонты, и приходит очередь второй группы. Это соревнование охватывает все аспекты праздника – карнавал, музыку, фейерверки. Главное событие праздника - Эланджитхара Мелам – это три часов незабываемого музыкального представления. Пять музыкантов играют у подножья дерева «Эланджи», возле храма. Ночью темное небо озаряет иллюминация, одна из самых роскошных в мире.

Тхируватхира

Традиционный индуистский праздник, Тхируватхира празднуется в честь рождения Шивы и считается одним из старейших и самых красивых праздников Кералы. В этот день индусы посещают храмы Шивы, а женщины постятся половину дня и молятся. Вместо обычной рисовой трапезы готовятся особые блюда из пшеницы и кокосового ореха. Особенно пышно празднуется Путхируватхира, первая Тхируватхира женщины после ее выхода замуж. Вечером женщины танцуют танец Тхируватхира Кали или Кайкотти Кали вокруг горящих бронзовых светильников под завораживающее пение.
Интересно отметить, что в Керале женщины обладали завидным общественным положением: раньше в касте Наир имуществом владели женщины, и передавалось оно по женской линии. И такой женский праздник, как Тхируватхира, - редкость в любом другом обществе.

Калпати Ратолсавам

Во время Калпати Ратолсавам, праздника повозок, люди возят по улицам множество богато украшенных деревянных повозок под зажигательную музыку. Процессия берет свое начало от знаменитого храма Вишванаты Свами, восходящего к началу 14 века. Этот праздник длится три дня, а проводится в ноябре.

Праздник Бхарани

В храме Кодунгаллур Шри Курумба отличается карнавальным духом. Мужчины с мечами и женщины, одержимые божественным безумием, окружают храм, нанося удары себе по лбу и принося свою кровь божеству. Кроме своих собственных праздников, Керала празднует Рождество и Новый Год, а также мусульманские праздники Ид-Уль-Фитр и Бакрид. В эти дни улицы городов заполнены праздничными толпами. К празднованию Рождества и Нового Года приурочены туристические ярмарки, самой интересной частью которых является Гаджа Мела, парад слонов (январь).

Керала – земля аюрведы

Целебный климат Кералы, естественное окружение лесов, изобилие лечебных трав и прохладный сезон дождей – лучшие условия для аюрведы.

Первейшая задача аюрведы – сохранить здоровье, дать человеку возможность прожить долгую жизнь до глубокой старости без старческих немощей.

Панчакарма – система полного очищения. Панчакарма – наиболее известная методика аюрведического оздоровления и лечения; с санскрита ее название переводят как "пять очищающих процедур". Аюрведический комплекс панчаракма может считаться уникальным, поскольку ему нет аналогов ни в западной, ни в восточной медицине. Это методика физиологической детоксикации, очищения и омоложения тела и ума. Панчакарма имеет огромное профилактическое и терапевтическое значение. При помощи процедур выводятся токсины и шлаки из организма, улучшается микроциркуляция, что способствует омоложению тканей. Панчакарма также показана спортсменам при подготовке к соревнованиям, для реабилитации после психоэмоционального напряжения и травм.

Расаяна – сохранение молодости. Не менее уникальны, чем панчакарма, два клинических раздела аюрведы - расаяна и ваджикарана, не имеющие аналогов в привычной нам медицине. Хотя слово расаяна часто переводят с санскрита как "терапия омоложения", средства для возвращения молодости бывают только в сказках. Однако комплекс мер, называемый этим термином, эффективнейшим образом замедляет старение организма, препятствует преждевременному старению и во многих случаях способен восстанавливать поврежденные ткани. В него входят полное очищение организма и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Особенно рекомендуется расаяна детям - она препятствует проявлению патологий, к которым предрасположен организм. Она показана также людям пожилого возраста. Расаяна известна как средство, обеспечивающее долгожительство, но едва ли найдется человек, которому хочется долго жить, страдая от старческих немощей. Речь идет о здоровой, счастливой старости, и здесь роль расаяны невозможно переоценить.

Старение - процесс неизбежный, но стареть можно по-разному. В аюрведе разработаны методики, позволяющие человеку дожить до глубокой старости, сохраняя при этом крепкое здоровье, высокий интеллект и способность радоваться жизни. Достижения современной науки увеличили продолжительность человеческой жизни, во всяком случае, в развитых странах, но отнюдь не решили проблему качества жизни в пожилом возрасте. Регулярное воздействие процедур панчакармы и расаяны вместе с соблюдением соответствующих диетических предписаний - залог здоровой и полноценной жизни в любом возрасте.

Ваджикарана - сексуальное здоровье. Согласно аюрведе, нормальная сексуальная жизнь, правильное питание и оптимально подобранный образ жизни есть те три столпа, на которых зиждется наше здоровье. Под нормальной сексуальной жизнью подразумевается та, которая дает человеку радость и позволяет произвести на свет здоровое потомство. Сексуальная удовлетворенность человека чрезвычайно важна для его общего здоровья. Ваджикарана способствует укреплению сексуального здоровья.

В основе аюрведы лежат три доши – биоэнергетические силы, которые управляют нашей жизнью. Действуя в нашем организме на всех уровнях, они определяют, насколько здоровыми физически и духовно мы станем, как будет выглядеть, и чувствовать себя. Все три доши: вата, питта и капа более или менее ясно выражены в каждом человеке с самого его рождения. Их смешение определяет нашу индивидуальность и неповторимость. Если доши функционируют гармонично, мы уравновешенны и здоровы. Все аюрведические методы нацелены на поддержание этого естественного равновесия или его восстановление.

  • Тип Вата. Элемент воздух.
    Как правило, люди, принадлежащие к этому типу, имеют хрупкое телосложение, чувствительны и нерешительны. Если вата доминирует, частыми становятся стрессы, ухудшается состояние волос, нарушается сон и пищеварение. Важно: научиться расслабляться и выспаться.
  • Тип Питта. Элемент огонь.
    Страстные люди-питта, обладают хорошей фигурой, энергичны, рациональны. Избыток питты делает человека вспыльчивым, агрессивным, воинственным. Важно: никогда не перенапрягаться, чередовать работу и отдых.
  • Тип Капа. Элементы вода и земля.
    В большинстве своем спокойные, твердо стоящие на ногах люди крепкого телосложения. Когда капа преобладает, это грозит инертностью, сонливостью, избыточным весом. Важно: оставаться духовно и физически активными.

Потребность в шести вкусах. Каждому человеку необходим каждый из шести вкусов. Их оптимальное количество зависит от конституции. Избыток любого из вкусов, так же как и его нехватка, может причинить вред при любой конституции.

Сладкий вкус. Необходим в значительных количествах при любой конституции, поскольку он является главной питательной составляющей пищи. Больше всего в нем нуждается Питта, умеренно - Вата и меньше всего - Капа. Необходим для поддержания и роста тканей и развития всех трех дош.

Соленый вкус. Необходим всем конституциям, но в небольших количествах, поскольку даже в низких концентрациях оказывает сильное действие. Наибольшая потребность в нем - у Ваты, умеренная - у Питты, наименьшая - у Капы. Необходим для поддержания минерального баланса и удержания воды в организме.

Кислый вкус. Необходим всем конституциям в умеренных количествах. Больше всего его требуется для Ваты, умеренное количество - для Капы и меньше всего - для Питты. Необходим для поддержания кислотности и устранения жажды.

Острый вкус. В умеренных количествах требуется всем конституциям. Наибольшая потребность в нем - у Капы, умеренная - у Ваты, наименьшая - у Питты. Необходим для поддержания обмена веществ, повышения аппетита и улучшения пищеварения.

Горький вкус. Необходим в малых количествах всем конституциям. Больше всего потребность в нем у Питты, умеренная - у Капы, наименьшая - у Ваты. Необходим для выведения токсинов, но может оказывать и истощающее действие.

Вяжущий вкус. В умеренном количестве, как вторичный вкус пищи, нужен всем конституциям. Больше требуется Питте, умеренно - Капе, меньше - Вате. Необходим для укрепления тканей и их поддержания.

Каларипаятту - боевое искусство Кералы

Согласно традиции, и сама земля Кералы, и ее воинское искусство обязаны своим возникновением Парашураме, шестой аватаре бога Вишну, избавившему брахманов от тирании воинов-кшатриев: он бросил свою секиру далеко в море и приказал волнам отступить до этого места. Волны повиновались, и так появилась на свет прибрежная Керала, полоска земли между горами и морем, изобилующая лагунами. Здесь Парашурама поселил «3 600 брахманов, которые приняли от него право носить оружие», т.е., выполнять обязанности кшатриев - «обуздывать преступников, воевать и служить стражей» - как гласит местная хроника. Другая местная хроника добавляет к этому, что «Парашурама, дабы сокрушить своих врагов, основал сорок два калари и привел туда брахманов высокой касты, чтобы они совершали там обряды; также он обучил двадцать одного мастера калари, как побеждать врагов».

Каларипаятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, со следующими общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой - обезоружить противника; особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить; медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха. Всем этим занимаются в «калари».

Традиционный калари - это выкопанное в земле углубление примерно полтора метра в глубину, с крышей, сплетенной из пальмовых листьев, с алтаре, где стоят изображения божеств-хранителей калари и у которого перед началом занятий совершается пуджа - богослужение. Ученики занимаются в набедренных повязках, умастившись маслами. Первый шаг в калари полагается делать правой ногой, затем входящий кланяется в знак уважения к калари, его божествам и своему учителю.

Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари – физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий каларипятту. Вторая стадия – колтхари – это тренировки с деревянными орудиями разной длины – от полу метра до полутора метров. Самое важное из них – это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек. Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием – кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия. На этом этапе ученик осваивает уруми – гибкий меч длинный обоюдоострый меч.

Как часть жизни традиционного индийского общества, каларипаятту связано с другими традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от каларипаятту. Это знание было окружено завесой тайны: «...наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках). Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги», - так говорится в старинном трактате. В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти. Однако с их помощью также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари, к мастеру, приходят не только за тем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.

Также каларипаятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катхакали: содержание постановок – это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык. Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела необходимые для актеров, имеют своим источником каларипаятту.

В 1970-90-ые годы в Керале открылось несколько школ каларипаятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Укажем, в частности, на ISMA – школу боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин, не только из Индии, но и из других стран. Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.

Катхакали - местное театральное искусство

Самым популярным искусством Кералы, получившим признание во всем мире, является катхакали, или катхакали. Эта колоритная театральная форма сложилась примерно в 17 веке, когда раджа Коттараккары создал при своем дворе танцевальную труппу, получив отказ от местного князя одолжить свою. Раджа хотел наслаждаться историями из «Рамаяны» и «Махабхараты» не на санскрите, а на «простом», народном языке – это вошло в традицию катхакали и сохранилось до сих пор.

Эта танцевальная драма отличается особой сложностью: эмоции персонажей передаются с помощью определенных жестов. Все роли в катхакали, в том числе и женские, исполняют мужчины. Катхакали – это не просто танец, он включает в себя элементы йоги и аюрведы. Обучение артиста-танцора начинается едва ли не в детстве и требует много сил и трудов: физические упражнения, йогические асаны, в том числе - и самые трудные. Раскраска актеров и музыка, сопровождающие представление, – тоже отдельные виды искусства. Раскраска лиц актеров не просто красочна, она несет определенный символический – и весьма глубокий – смысл.

У персонажей категории пакка («зеленые»), к примеру, лица зеленого цвета: это благородные герои, цари и боги, к примеру, Арджуна, Вишну или Индра. Их алые губы, белые бумажные «бороды» (чатти), широкие юбки и высокие головные уборы делают их мгновенно узнаваемым символом Кералы и ее культуры. У персонажей-катти – высокомерных злодеев - тоже зеленые лица, белые бородки и золотые головные уборы – в знак их благородного происхождения.

Однако вместо знака Вишну у них на лбу белая шишка (такая же на носу), а от носа по щекам тянутся красные полосы, похожие на усы. Персонажи кари («черные») – это женщины: у них черные лица, испещренные белыми и красными точками, и они самые гадкие и презираемые персонажи катхакали. Персонажи минукки («сияющие») отличаются минимумом макияжа большей простотой костюмов, что составляет резки контраст по отношению ко всем остальным категориям персонажей катхакали. Они воплощают собой чистоту, смирение и высокую духовность. Лица их раскрашены в теплый желтый цвет, а головы укрыты покрывалом (все актеры в катхакали покрывают головы). Из персонажей это Драупади, Сита и Парвати (женщины), а также брамины и мудрецы.

Нанесение макияжа на лицо актера – это тоже своего рода представление, занимающее порой более двух часов (во время которых актер спит). Все, что используется для нанесения раскраски, сделано из натуральных ингредиентов: измельченные минералы и сок определенных деревьев используется для получения ярко-зеленого цвета, для париков берется измочаленная и крашенная растительными соками кора, пигменты смешиваются на кокосовом масле. Напоследок актер кладет под веко маленькое семя – чтобы белки глаз стали красными, поскольку в катхакали особое внимание придается движениям и выражению глаз.

Репертуар катхакали включает в себя более 100 пьес на сюжеты индийского эпоса. По традиции представления начинаются вскоре после заката (около 8 часов вечера) и продолжаются всю ночь, до самой зари, однако поскольку большинство туристов не желает бодрствовать ночь напролет, распространение получили сокращенные версии представлений, длиной около полутора часов (хотя при желании можно изыскать возможность посмотреть полные версии). Танцорам-актерам обычно аккомпанируют два барабанщика и два певца, размещающихся в глубине сцены, которые стих за стихом поют историю.